С Зинаидой Николаевной Кулаковой я познакомилась в начале 70-х. Она была одной из самых известных в Москве словесниц, вела классы с углубленным изучением литературы в 201-й школе, ныне гимназии. Ученики переходили к ней из разных школ
Внешне - строгая, сдержанная, внутренне - абсолютно свободный человек, бестрепетный перед любым начальством, независимый по натуре. В преподавании следовала собственной авторской программе. Знаток поэзии, тетра, живописи, остроумный полемист с образной речью, с великолепной памятью.
Она старалась не повторяться, вводя учеников в огромные миры Пушкина, Толстого, Достоевского, в Серебряный век с любимым ею Блоком. Вспоминаю один из ее подходов к Толстому - через его дневники. Отправная точка - 1851 год. 22-летний Толстой на распутье: сдавать ли кандидатский экзамен, идти ли на службу, поправить ли дела женитьбой. Корит себя за лень, долги, страсть к картам. И вдруг безоглядно едет на Кавказ навстречу опасностям и там напишет "Детство", которое выведет его в первый ряд русских писателей. Я видела, как шокировал ребят жесткий самоанализ дневника Толстого, то, как он "делал себя"... Кулакова говорила мне в интервью для "Известий", что "нет другого произведения, которое могло бы заменить "Войну и мир" по силе влияния на нравственное и интеллектуальное развитие ребят".
В ответах и сочинениях учеников она не терпела ложного пафоса, суесловия. Новенькая ученица бойко щебечет: "Салтыков-Щедрин в своих сказках показывает народ трудолюбивым, честным, находчивым"... "Сколько сказок ты прочла, - прерывает ее Кулакова. - Одну? Вот о ней, пожалуйста". - "В "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" герой олицетворяет народ. Он отзывчив...". "А тебе не мешает слово "олицетворяет"? Что мужик делает?" - приземляет ученицу З.Н. "Лежит брюхом кверху", - растерянно произносит та. "Ну, ты уже встаешь на позицию генералов". Отметку З.Н. ей не ставит, важно лишь, чтоб поняла: нельзя повторять заемные слова, не вникнув в суть произведения.
А сколько ученики Кулаковой писали сочинений, отзывов на книги, спектакли, выставки! Когда однажды я спросила выпускников, чему З.Н. их научила, ответ был лаконичным: "Думать, читать, писать и говорить".
Сама же З.Н. считала, что это ей повезло на учителей. Мария Дмитриевна Сосницкая литературный текст почитала святыней, открывая ученикам в слове бездну пространства. Вера Сергеевна Новоселова с ее пылким темпераментом поощряла дискуссии, превращала уроки в спектакли. Зоя и Александр Космодемьянские, имя которых носит гимназия, учились у Новоселовой, а Зоя занималась и в кружке художественного чтения у Сосницкой...
Сосницкая передала Кулаковой основанный ею литературный кабинет и свои разработки. Теперь в нем висят фотографии обеих. А Кулакова увидела наследницу в своей ученице Ларисе Новиковой. Лариса Васильевна говорила мне, что в последние годы жизни З.Н. часто сидела на ее уроках и потом давала неоценимые советы. Ныне сама Новикова - кандидат педагогических наук.
Ученики З.Н. решили дать ее имя живому делу. Так возникла идея городских Педагогических чтений памяти Кулаковой. Гимназия проводит их вместе с лабораторией Московского института открытого образования. В марте состоятся седьмые Кулаковские чтения. Их лауреатами за эти годы стало несколько десятков московских учителей.
Страница № 2658, создана 16.02.2024 г.